Кузичев Василий Михайлович. Почему все больше людей говорят о Big Data

Аналитические порталы заполонили страшные слова: аджайл, криптоэкономика и другие блокчейны. Big Data тоже входит в этот список, хотя бояться термина не стоит. Мы регулярно используем плоды технологии Big Data, просто не подозреваем об этом.

Что такое Big Data и почему ее не надо бояться, объясняет российский топ-менеджер Кузичев Василий Михайлович.

Кузичев Василий Михайлович

Что такое мир больших данных

Для начала немного отвлечемся от информации и максимально коротко поговорим о кино. В чем преимущество синефила начала XX века перед сегодняшними любителями кино? Раньше было реально посмотреть все снятые картины. Теперь, чтобы разобраться в мире кино, нам необходимы порталы вроде IMDB и "Кинопоиска". Они собирают хаотичное множество фильмов и сортируют по логическим структурам: жанрам, актерам и так далее.

С информацией в интернете случилась похожая история. Ее скопилось невероятное количество. В январе 2018 года в сети действовало два миллиарда активных сайтов. Но это только полбеды.

Мобильные устройства, автомобили и другая умная техника стали полноправными участниками глобального обмена данными. Они самостоятельно генерируют данные, оседающие в интернете. Плюс каждый человек ежедневно оставляет за собой цифровой след. Вся эта информация хранится на бесчисленных серверах.

Весь доступный, постоянно меняющийся массив информации – это и есть Big Data. Мы каждый день сталкиваемся с технологиями, построенными на анализе большого объема данных. Поиск дешевых авиабилетов, вызов такси и онлайн-шопинг в современном понимании стали возможны благодаря Big Data.

Кто использует Big Data

В том или ином виде Big Data используют бизнес-структуры и государственные учреждения. И это нормально, ведь информация стремится к упорядоченности. В больших компаниях заводят внутрикорпоративные excel-таблицы с контактами сотрудников. Это тоже желание логически выстроить некий массив данных.

Совет от Кузичева Василия Михайловича. Агентство McKinsey&Company подсчитало, что только в США необходимо около 400 тысяч аналитиков данных. К 2020 году умение работать с Big Data станет обязательным навыком для менеджеров среднего и высшего звеньев. Поэтому читать литературу на эту тему лучше сейчас.

Если вы ведете бизнес, скорее всего, точка соприкосновения с Big Data уже есть. Взглянем подробнее на бизнес-процессы. Они существуют в рамках информационной системы типа CRM или сайта, фирменного приложения для смартфонов или аналитических данных call-центра. Даже небольшой ритейл ведет статистику: сколько человек посетили магазин, каким маршрутом ходили у прилавков и так далее.

Другой вопрос – как использовать Big Data. Здесь каждый решает сам. По данным консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers, Big Data используют в следующих направлениях (возможно несколько вариантов применения):

  • 59% для организации производства;
  • 56% для улучшения бизнес-планирования;
  • 51% для детализации и улучшения взаимодействия с клиентами;
  • 25% для разработки новых продуктов и услуг.
Возможности Big Data практически безграничны

Кейсы использования Big Data

Применение технологии ограничено только фантазией и способностями ответственных экспертов. Посмотрим, как Big Data используют уже сейчас.

  1. Хрестоматийный пример. Американский ритейлер Target ввел систему, анализирующую покупки клиентов компании. На основе этой информации робот предполагал, какие категории товаров могут быть востребованы, и предлагал их автоматически. Однажды в магазин пришел разгневанный мужчина. Ему не понравилось, что Target присылал его дочери купоны на одежду для беременных и детские товары. Менеджер проверил систему. Девушка стала покупать товары, которые предпочитают беременные женщины. Робот автоматически отметил ее как будущую маму и предложил соответствующую категорию товаров. Через несколько дней мужчина извинился перед менеджером сети: его дочь не рассказывала о своей беременности.
  2. Боты Сбербанка. Крупнейший российский банк записывал и анализировал разговоры клиентов с операторами: какие вопросы задают чаще, что отвечают и так далее. Эта информация легла в основу роботов-ботов. Они обучались и в конечном итоге заменили людей. Для любой компании такая автоматизация — чистая экономия. Еще Сбербанк инвестирует в стартап VisionLabs, который «учит» банкоматы узнавать клиентов по лицу.
  3. Миллиард "Аэрофлота". В декабре 2016 года "Аэрофлот" запустил собственную систему обработки неструктурированных данных. За счет анализа перелетов и поведения пассажиров в 2017 году компания заработала дополнительный миллиард рублей. Аэрофлот так воодушевился, что в 2018 году запустил еще два проекта на основе Big Data.
Компания “Аэрофлот” активно запускает проекты на основе Big Data

Блага Big Data для каждого

Со стороны может показаться, что Big Data – история о крупном бизнесе. Это не так. Применение принципов анализа массива данных встречается во многих областях.

Внутренние коммуникации. Действующие на рынке CRM-системы позволяют отслеживать в профилях сотрудников в социальных сетях самые употребляемые слова, упоминания конкурентов и людей. Впрочем, собрать эту информацию можно и вручную.

Автоматизация процессов. «Машинное обучение» действует в связке с Big Data. Робот «съедает» большой объем информации и формирует алгоритм. Например, ищет общие черты среди покупателей определенной группы товаров. Боты, оформляющие входящие заявки, – проявление Big Data.

Маркетинг. Сервис Google.Trends и аналогичные работают на основе Big Data. Изучайте сезонные потребности покупателей и следите за трендами. Метод подходит и для изучения аудитории. На рынке действуют решения для глубокого анализа аудитории в социальных сетях.

Контент-стратегия. Анализ поведения пользователей расскажет об их отношении к вашему контенту. Количество просмотров, перепостов и движений курсором – данные, которые можно и нужно анализировать.

Лояльность клиентов. Карты лояльности, профили в интернет-магазинах и другие решения помогут отследить предпочтения покупателей. Используя эти данные, маркетологи способны прогнозировать поведенческие сценарии. Самое простое, что они могут сделать, — отправить сообщение с предложением купить любимые товары со скидками.

Совет от Кузичева Василия Михайловича. В докладе «Эпоха данных — 2025» аналитической компании IDC говорится, что к 2025 году 60% мировых данных будет создавать бизнес. К тому времени возможности по анализу данных вырастут по сравнению с сегодняшним днем в 50 раз. Это еще одна причина структурировать собственную информацию прямо сейчас.

Кузичев Василий Михайлович. Краткая справка

Кузичев Василий Михайлович – российский топ-менеджер, поработавший в частном бизнесе, исполнительной власти и структурообразующих компаниях. Десять лет возглавлял ООО «Красноярская региональная энергетическая компания» на посту генерального директора. Пока Кузичев Василий Михайлович руководил компанией, штат ее сотрудников вырос до 300 человек, а компетенции расширились до оказания населению Красноярского края услуг жилищно-коммунального комплекса, курирования региональных котельных установок и обслуживания тепловых сетей.