Вид спорта бобслей: история появления и основные особенности

Бобслей - зимний вид спорта, входящий в олимпийскую программу. Он представляет собой спуск по ледовой трассе на специальных санях, называемых бобами. Сани управляются командой спортсменов, каждый из которых выполняет определенные функции. Ледовый желоб имеет множество поворотов, а скорость боба может достигать 150 км/ч, поэтому бобслей относится к категории наиболее опасных зимних видов спорта.

Ниже на фото вид спорта бобслей - экипаж-четверка.

Старт в бобслее

История бобслея в датах

  • 1888 год. В Швейцарии англичанин Уилсон Смит для передвижения из Санкт-Морицы в Челерину использовал объединенные доской сани – так зародилась идея бобслея.
  • 1897 год. В Санкт-Морице организован бобслейный клуб, на базе которого были разработаны спортивные правила и определен состав команд, в них первоначально должно было быть 5 человек – трое мужчин и две женщины.
  • 1903 год. В Санкт-Морице построена первая бобслейная трасса.
  • 1904 год. Сконструированы первые в мире деревянные сани – прототип современных бобов.
  • 1908 год. В Австралии впервые в истории прошел национальный чемпионат по бобслею.
  • 1923 год. Для развития бобслея как вида спорта создалась Международная Федерация бобслея и скелетона.
  • 1924 год. Бобслей вносится в программу Зимних Олимпийских игр.
  • 1927 год. В Санкт-Морице прошло первое мировое первенство по бобслею.
  • 1932 год. Пятиместные сани заменяются на двух- и четырехместные.
  • 1980 год. Появление кубка мира по бобслею.
  • 1984 год. На Олимпиаде в Сараево советская двойка в лице Зинтиса Экманиса и Владимира Александрова впервые в истории отечественного бобслея завоевала бронзовые медали.
  • 1990 год. В соревнованиях начинают участвовать женщины.
  • 2002 год. Женщины получают право участвовать в Олимпийских играх.

Бобслейные стандарты

Существуют определенные требования к изготовлению бобов и стройке ледяных трасс. Сани должны быть выполнены из цельнометаллического корпуса и иметь обтекаемую форму. Закрепляются они к двум парам полозьев-коньков, первая из которых подвижная с рулем, а вторая неподвижная с тормозом.

Бобслей, изготовленный для японской сборной

Бобы бывают двухместные (так называемые экипажи-двойки) и четырехместные (экипажи-четверки). Длина двойки не должна превышать 2,7 м, а ее вес не больше 165 кг. Общий вес экипажа не выше 200 кг. Для четверки показатели следующие: 3,8 м, 230 кг и 400 кг, соответственно. У бобслеистов должна быть особая экипировка: облегающие аэродинамические костюмы, защитный шлем, очки, наколенники, шипованная обувь. Длина бобслейной трассы, как правило, составляет 1500-2000 м. Количество виражей различной степени трудности колеблется от 15 до 20 штук. Современные трассы выполнены из бетона, а по периметру желоба встроены холодильные трубы, поддерживающие необходимую температуру льда.

Описание вида спорта бобслея

Экипаж боба состоит из пилота и разгоняющего-брейкмана (или трех разгоняющих в четверках). Пилот, он же капитан команды, управляет санями с помощью поворачивающегося первого моста. Его главная задача - максимально точно вписаться в повороты, не задев стенок желоба. При касании желоба скорость боба заметно снижается, что влияет на результат заезда. В хвосте корпуса находится тормозящий, ответственный за остановку саней. Тормоз в виде гребенки находится между двумя мостами и позволяет останавливать боб в случае необходимости. В середине четверок находятся два толкача, которые обеспечивают разгон в самом начале, а при самом спуске они являются необходимым балластом, смещающимся на виражах в ту или иную сторону. Атлеты в таком виде спорта, как бобслей, физически крепкие и мощные (что не удивительно при весе боба и сильнейших перегрузках на трассах).

Американские бобслеисты

Тренировки спортсменов не ограничиваются лишь спуском по ледяному коридору: кардио-нагрузки и тяжелая атлетика также входят в тренировочный процесс. Тем не менее какой бы профессиональный экипаж не был, очень много в бобслее зависит от самих саней (как и в случае с гоночными болидами), поэтому многие страны уделяют повышенное внимание не только подготовке спортсменов, но и качеству бобов. Например, в Германии на исследования и разработку сверхсовременных бобов выделяются приличные средства, а бобы и их комплектующие постоянно совершенствуются. Многие страны даже нанимают шпионов, чтоб выяснить технологические новинки и секрет успеха у конкурентов.

Правила бобслея

Бобслей является командным видом спорта, поэтому в нем важны отточенные действия всех участников. Задача пилота и разгоняющих - при максимальном беге привести боб в движение на ходу запрыгнуть в сани, как можно эффективнее пройти трассу.

Разгон в бобслее

Именно хороший старт в большинстве случаев имеет решающее значение. Первым запрыгивает пилот, последним – задний разгоняющий. Каждый экипаж должен совершить 4 спуска. Победителем становится команда, которая набрала наименьшее суммарное время по результатам всех четырех заездов. При травме кого-то из членов экипажа в команде можно произвести замену. Если повреждается боб, то его можно заменить другими санями такого же вида. Спортсмены могут подвергнуться дисквалификации, если будут пойманы на различных спортивных ухищрениях. Например, за подогревом полозьев для лучшего скольжения или использованием дополнительной тяжести для увеличения скорости саней. Также спортсмены обязаны соблюдать все требования безопасности и не выходить на старт без необходимого обмундирования.

Вывод

Итак, бобслей является высокоскоростным видом спорта, ключевыми звеньями которого является команда (экипаж), боб и ледовая трасса. Экипаж включает двух или четырех спортсменов, каждый из которых выполняет конкретную функцию: управление, торможение, разгон. Спортсмены должны быть физически крепкими, выносливыми, иметь чувство равновесия. А так как бобслей опаснейший вид спорта, атлеты должны быть смелыми и отважными. Бобы с каждым годом совершенствуются, что напрямую влияет на соревновательные результаты. Именно от качества саней и профессионализма спортсменов зависят итоги заездов. Чаще всего команды отделяют друг от друга сотые секунды, а побеждает тот, кто смог выбрать идеальную траекторию, и чей боб технологически более совершенный.