Л. Н. Толстой, "Кавказский пленник": план обычный и цитатный

Один из самых увлекательных рассказов Льва Толстого – "Кавказский пленник", план которого предлагается вашему вниманию. Сам автор называет данное произведение былью, ибо во время службы на Кавказе в 50-е годы 19-го века сам едва не попал в плен вместе со своим приятелем-чеченцем. Рассказ был опубликован в 1872-м и неоднократно переиздавался, войдя в школьную программу.

Краткая информация о произведении

Рассказ повествует о сложном периоде присоединения Кавказа. Во 2-й половине 19-го века в регионе шли кровопролитные военные действия, во время которых горцы оказывали отчаянное сопротивление российской армии. Отдельно передвигаться по территории было невозможно, лишь под надежной охраной. Местные воины захватывали пленников, уводя их в горы, чтобы в дальнейшем получить выкуп от родственников.

Кавказский пленник, план

Л. Толстой сделал главными героями двух офицеров – Жилина и Костылина, которые вместе с обозом покинули русскую крепость. По вине второго оба попадают в плен к татарам и по-разному ведут себя в неволе. Если Жилин предпринимает все возможное, чтобы сбежать, то Костылин смирился со своей участью и ждет помощи извне. Повествование заканчивается тем, что более храброму и честному офицеру побег удается. А вот Костылина спустя месяц еле живого выкупают за деньги.

На шесть частей делит автор рассказ "Кавказский пленник". План можно составить, озаглавив каждую из них.

Содержание первой половины рассказа

В первой части рассказывается о весточке Жилину от матери, желающей проститься с сыном. Жарким летом тот отправляется в путь с обозом. Но из-за медленного и утомительного передвижения решается добираться в одиночку. Костылин предлагает составить ему компанию, но при первой же встрече с татарами бросает товарища. Жилина после отчаянного сопротивления берут в плен, привозят в отдаленный аул и запирают в сарае, надев на ноги колодки.

Кавказский пленник, план

Вторая часть посвящена знакомству Жилина со своим хозяином Абдул-Муратом, который надеется на выкуп своего пленника. Сторговавшись на 500 рублях, офицер отправляет письмо матери, сознательно указав неверный адрес. Он понимает, что той негде взять столь большую сумму. Главный герой узнает о пленении Костылина, который соглашается на выкуп в размере 5 тыс. рублей.

К началу третьей части проходит месяц. За это время жители аула вызнали: Жилин - мастер на все руки. Способен он не только часы и пистолет починить, но и кукол для дочери Абдул-Мурата смастерить. Но тот не оставляет надежды сбежать из плена. Так заканчивается первая половина рассказа "Кавказский пленник" (план будет представлен далее).

Вторая половина

В четвертой части рассказывается о подготовке Жилина к побегу. По ночам пленникам стали снимать колодки, но исследовать местность офицеру приходилось днем, превозмогая боль. Время пришло, когда в аул привезли горца, убитого русскими, и целых четыре дня поминали. После этого большинство мужчин покинули деревню, что сделало побег, к которому присоединился Костылин, возможным.

Пятая часть – это описание страданий беглецов, в кровь стоптавших ноги без сапог. Но если Жилин терпел, то Костылин решил отказаться от побега и стал одной из причин поимки обоих. Абдул-Мурат дал пленникам последний шанс – две недели на получение выкупа. В противном случае обоих ждала смерть.

План рассказа "Кавказский пленник"

Чем же заканчивается "Кавказский пленник"? План, представляющий оглавление каждой из частей, может быть составлен при хорошем знании текста. Жилин рискнул обратиться за помощью к Дине, дочери хозяина, для которой мастерил кукол. Она помогла офицерам выбрать момент, когда горцы покинули аул. Но на этот раз бежать Жилину пришлось одному. Не нашел в себе сил Костылин покинуть яму, где содержали пленников после побега.

Краткий вариант

План рассказа "Кавказский пленник" может выглядеть следующим образом:

  1. Захват Жилина в плен татарами.
  2. Договоренность с хозяином о выкупе обоих офицеров.
  3. Слава Жилина как мастера.
  4. Подготовка к побегу.
  5. Неудача и ухудшение условий содержания.
  6. Побег Жилина с помощью Дины.

План пишется для того, чтобы стать опорой при пересказе текста. Если необходимо восстановить в памяти все важные детали произведения, целесообразно использовать более расширенный вариант.

Подробный план

Чем больше пунктов и точнее заголовки смысловых частей, тем легче освоить содержание. Предлагаем план из 14 пунктов:

  1. Письмо от матери и решение Жилина ее навестить.
  2. Поездка в отпуск.
  3. Попытка двух офицеров опередить обоз.
  4. Попадание в плен из-за трусости Костылина.
  5. Знакомство с "хозяином" и требование выкупа.
  6. Жилин надеется на побег, Костылин соглашается на выкуп.
  7. Жизнь в татарском ауле: слава мастера, дружба с Диной.
  8. Изучение местности и подготовка к побегу.
  9. Похороны местного жителя и возникновение благоприятных условий для бегства.
  10. Неудавшийся побег, малодушие Костылина.
  11. Ужесточение содержания, угроза для жизни со стороны хозяина.
  12. Помощь Дины в побеге Жилина.
  13. Счастливое спасение.
  14. Завершение истории для Жилина и Костылина.

Для того чтобы передать язык автора, приблизить пересказ к оригиналу, требуется цитатный план. "Кавказский пленник" позволяет сделать его интересным и содержательным.

Цитатный план рассказа "Кавказский пленник"

Образец

Какие требования необходимо соблюдать при его составлении? Цитата автора должна быть дословной и заключаться в кавычки. Для того чтобы не использовать объемную фразу, допустимо вместо пропущенных слов ставить многоточие. Текст должен обязательно передавать главную мысль смыслового отрывка. Предлагаем примерный цитатный план рассказа "Кавказский пленник":

  1. "Не дамся... живой".
  2. "Товарищ... может, богат, а я... Хотите убивайте!".
  3. "Прошла про Жилина слава, что он мастер".
  4. "Надо бежать!".
  5. "Камнями... бьют их".
  6. "Коли... меня жалко... палку принеси!".
  7. "Братцы! Братцы! Вот я и... женился!".

Произведение Л. Толстого обладает необъяснимой особенностью. После прочтения оно удивительным образом сохраняется в памяти. В этом феномен писательского таланта автора.