Должностная инструкция приемосдатчика груза и багажа

У приемосдатчика груза и багажа на железнодорожном транспорте имеется должностная инструкция. Вся взаимосвязь между работником и работодателем строится отчасти на ней. Отчасти потому что в основе отношений находится несколько документов – договор, гражданский и трудовой кодексы, должностная инструкция. В последнем документе содержатся все сведения, которые нужны в процессе работы сотруднику. Инструкция предоставляется работнику при трудоустройстве, составляет ее и утверждает непосредственный руководитель.

Основные требования

вагонное хозяйство

Чтобы сотрудник мог самостоятельно работать на должности, он должен соответствовать таким требованиям:

  • возраст от 18 лет;
  • в наличии имеется годная медицинская комиссия;
  • проведен первичный и вводный инструктажи по охране труда;
  • прошел курс обучения;
  • прошел стажировку;
  • проверено знание должностной инструкции.

Обучение приемосдатчика груза и багажа осуществляется непосредственно на рабочем месте. Работник должен знать, как проводятся актово-претензионные работы, определяется масса грузов, осматриваются вагоны на пунктах и контейнерных площадках.

Основные обязанности сотрудника

Можно выделить следующие основные обязанности приемосдатчика груза и багажа на железнодорожном транспорте:

  1. Прием и выдача груза в контейнерах или вагонах на станциях отправления и назначения в РФ соответственно.
  2. Осуществление сортировки контейнерных или мелких отправлений по пути следования.
  3. Хранение груза и его учет.
  4. Осуществление замера массы груза на станциях назначения или отправления и в пути следования.
  5. Учет и передача грузов, контейнеров, вагонов.
  6. Полное оформление документации по перевозке, контроль правильного оформления.
  7. Оформление и составление вагонных листов при выдаче и приемке.
  8. Составление общих актов, рапортов на оформление коммерческих актов. Работник вправе самостоятельно оформить коммерческий акт, но только при условии, если будут соблюдены требования ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» и должностной инструкции.
  9. Проведение розыска грузов.
  10. Рассмотрение и составление данных расследования по несохранным перевозкам.
  11. Коммерческий осмотр вагонов или контейнеров.
  12. Контроль за соблюдением требований по обеспечении сохранности грузов.

Кроме того, что в обязанности приемосдатчика грузов и багажа входят эти пункты, он должен знать не только свою должностную инструкцию, но и ряд других документов. В частности, это ТУ крепления и размещения грузов, правила осуществления перевозок разнообразных веществ (в т. ч. опасных), пожарной безопасности и т. д.

Должностные обязанности

Все операции, которые выполняет работник, строго определены инструкционно-технологической картой. Она составляется непосредственно начальником железнодорожной станции на этапе разработки технологического процесса работы. В том случае, если приемосдатчик выполняет работы, которые не предусмотрены его должностной инструкцией, равно как и выполнение дополнительных обязанностей, обязательно производится проверка уровня знаний в этой области.

рабочее место приемосдатчика

Если судить по должностной инструкции, приемосдатчик груза и багажа находится в подчинении у начальника станции или его заместителя, заведующего грузовым двором, дежурного или маневрового диспетчера, старшего смены. Конкретно в документе указывается непосредственное подчинение работника. Соискатель на должность обязан знать все нюансы, которые касаются охраны труда приемосдатчика груза и багажа.

Приемка дежурства

Приемосдатчик груза и багажа в ОАО РЖД при приемке дежурства должен выполнить несколько действий:

  1. Узнать, что происходит на вверенном ему участке, убедиться в наличии и сохранности контейнеров, вагонов и грузов. В случае необходимости осуществляется приемка штучных и тарных типов грузов, которые находятся на складах или пунктах сортировки, от приемосдатчика, который закрывает смену.
  2. Осуществить проверку расстановки вагонов на путях и их исправности.
  3. Осуществить приемку от сдающего смену всех документов для перевозки, проверить соответствие грузов, наличие пломб.
  4. Осуществить проверку работоспособности весов, материалов для проведения маркировки и пломбировки грузов, различного инвентаря.
  5. Составляет план работы на вверенном ему участке, подготавливает места для того чтобы складировать грузы.

Кроме того, перед дежурством работник обязан осуществить проверку состояния противопожарной безопасности во всех складских помещениях. В учетных документах проставляется дата, время, отметка «смену принял» и подпись.

Сдача смены

Во время сдачи своего дежурства приемосдатчик груза и багажа по инструкции должен доложить своему руководителю обо всей проделанной работе. Затем он пересдает смену своему коллеге – сдает документы, приспособления для пломбировки, книги учета пломб, данные о взвешивании грузов и т. д.

вагоны на станции

Также производится осмотр на станционных складах, которые находятся в его компетенции. Только после того как сдающий смену убедится в пожарной безопасности, допускается пересдать груз сменщику. В учетных документах указываются данные работника, ставится отметка «смену сдал», проставляется дата и время. В соответствующей графе ставится подпись. Только после этого можно считать, что смена работника закончена.

Осмотр вагонов под погрузку

Согласно инструкции приемосдатчика груза и багажа на РЖД, непосредственно перед подачей вагонов под погрузку производится их осмотр. По правилам эксплуатации железной дороги РФ запрещено осуществлять посадку людей или погрузку грузов в вагоны, которые не соответствуют требованиям техники безопасности, имеют явные признаки неисправности. Только лишь при условии, что вагон годен к эксплуатации (об этом должна быть запись в журнале), разрешается допуск его к погрузке груза или посадке пассажиров.

В качестве журнала на станциях используется книга по форме ВУ-14 или ВУ-14 МВЦ. Последняя оформляется только на автоматизированных рабочих местах приемосдатчиков. В том случае, если на станции нет пункта обслуживания, вагоны необходимо осмотреть на предмет наличия неисправностей. Если необходим ремонт, то его нужно осуществлять на ближайшем пункте обслуживания.

Под погрузку необходимо передавать только очищенные от остатков перевозимых ранее грузов вагоны, полностью исправные и продезинфицированные. В книгах учета ВУ-14 или ВУ-14 МВЦ указываются номера вагонов, которые годны для перевозки грузов или пассажиров. В двух экземплярах ведутся учетные книги на опорных станциях, которые производят коммерческий и технический осмотр. Также два экземпляра ведется на станциях, на которых производится погрузка.

Как заполняется книга учета по форме ВУ-14

В самом начале дежурства указывается в первой строке фамилия и инициалы маневрового диспетчера. Затем осуществляется заполнение в таком порядке:

  • Графа 1: дата осмотра вагонов под погрузку.
  • Графа 2: номер пути, на котором находился вагон при осмотре.
  • Графа 3: здесь необходимо указать номер поезда, если осмотр происходил не в составе, то нужно поставить прочерк.
  • Графа 4: число вагонов – заполнять не нужно.
  • Графа 5: номер осматриваемого вагона, перевозимый груз, место назначения.
  • Графа 6: точное время, в которое был уведомлен приемосдатчик о том, что необходимо осуществить проверку технического состояния вагона.
  • Графа 7: личная подпись маневрового диспетчера железнодорожной станции или дежурного.
  • Графа 8: данные отправителя груза (реквизиты, адрес и телефоны для связи).
  • Графа 9: точное время, в которое прибыл работник для оформления осмотра вагона и заполнения книги учета.
  • Графа 10: проставляется отметка о пригодности к использованию вагонов (напротив каждого номера).
  • Графа 11: ставится подпись работника вагонного хозяйства напротив каждого номера осмотренного вагона.
  • Графа 12: ставится личная подпись ответственного за осмотр приемосдатчика.

Книга учета исправности вагонов должна проводиться в соответствии с правилами, утверждаемыми начальником железной дороги. В десятой графе необходимо указывать все сведения об исправности вагонов (их номера). Если вагон неисправен, то его следует передавать на техническое обслуживание или ремонт, под загрузку использовать нельзя.

Как заполняется книга учета ВУ-14 МВЦ

Профессия приемосдатчика груза и багажа на железнодорожном транспорте требует ответственности от работника. Труд облегчается благодаря использованию автоматизированных рабочих мест. И облегчается не только труд, но и заполнение сопутствующей документации.

локомотив состава

В частности, после того как в книге учета укажут данные маневрового диспетчера, записываются такие показатели:

  • Точное время, в которое начался и окончился осмотр.
  • Графа 1: номер парка или пути, на котором осуществлялся осмотр.
  • Графа 2: номер вагона и код администрации собственника прописывается в числителе, в знаменателе нужно указать тип перевозимых грузов.
  • Графа 3: числитель – номер заявки, знаменатель – страна или станция назначения.
  • Графа 4: числитель – станция погрузки, знаменатель – полное наименование отправителя груза (контейнера).
  • Графа 5: личная подпись приемосдатчика, который производил коммерческий осмотр вагонов и грузов.
  • Графа 6: числитель – отметка о состоянии, знаменатель – данные о грузоподъемности (согласно информации, полученной от работников вагонного хозяйства).
  • Графа 7: напротив номеров вагонов ставится личная подпись работника вагонного хозяйства.

В том случае, если на станции нет работников вагонного хозяйства, журнал учета заполняется в несколько иной форме. Она утверждается начальником железной дороги. По сути, журнал учета имеет схожую структуру, но некоторые данные могут не заполняться.

Уборка контейнеров и вагонов

Когда производится подача или уборка контейнеров и вагонов, всеми действиями руководит дежурный по станции или маневровый диспетчер. Но это только в том случае, если производится подача вагонов на места необщего пользования. Если же подаются вагоны на места общего пользования, то руководство работ переходит в руки заведующего грузовым двором. Только в случае отсутствия последнего допускается передавать руководство маневровому диспетчеру.

осмотр вагонов

Чтобы производить учет вагонных парков на всех станциях с АРМ, необходимо передавать после подписания листа ДИС-ПАРК сообщение № 1397. Это сообщение подготавливается автоматически или вручную. Оформление памятки при подготовке рефрижераторной секции или группы вагонов производится в том случае, если в договоре имеется указание, что они могут одновременно подаваться и убираться. Если объемы погрузки незначительные, то можно осуществить оформление памятки для небольшой группы вагонов. Допускается даже оформить памятку для одного вагона.

Нумерация памяток начинается в начале года. И нумерация может быть таких видов:

  1. Сквозная нумерация по всей станции – при оформлении памятки одним приемосдатчиком на одном АРМ.
  2. По строго выделенному диапазону для каждого приемосдатчика или АРМ.
  3. По отдельному пути необщего пользования.

Памятка нумеруется по каждому месту выгрузки или погрузки в местах общего пользования. Порядок нумерации памяток определяется начальником железной дороги, больше никто не вправе это делать.

Мнемокоды (сокращенные названия операций)

Претендент на вакансию приемосдатчика груза и багажа на РЖД должен знать все особенности работы по этой специальности. В частности, при заполнении документации используется много сокращений, которые необходимо знать. Рассмотрите основные виды операций, которые имеют сокращения:

  1. ПГР – используется, если подается под погрузку порожний вагон или из нерабочего парка, который принадлежит администрации станции.
  2. ВГР – в том случае, если производится подача или уборка порожнего (груженого) местного вагона по памяткам. Исключение – случаи переадресовки и подачи местных железнодорожных вагонов, у которых вид операции СРТ.
  3. СДВ – если договором предусмотрена сдвоенная операция на уборку и подачу вагонов.
  4. ТОП – при уборке и подаче на пункты подготовки, пропарки, промывки, дезинфекции, очистки вагонов. Также этот код указывается при передаче вагона на пути других структурных подразделений для осуществления ремонта и обслуживания.
  5. БОП – когда осуществляется подача или уборка отдельных вагонов и рефрижераторных секций для воинских караулов, проводников.
  6. ИБР – в случае подачи или уборки транзитного вагона на места необщего и общего пользования, чтобы исправить брак. Оформление производится при помощи памяток.
  7. СРТ – подача и уборка транзитных вагонов, чтобы осуществить операции по переработке группы прибывших вагонов или поезда на места необщего пользования (при условии, что это предусмотрено договором).
  8. ППГ – в случае, если подаются груженые транзитные вагоны под перегруз (оформление происходит при помощи памяток).
  9. ДПГ – в случаях, когда подаются порожние вагоны для перегруза.
  10. ИПГ – в случае, когда происходит уборка транзитных груженых или порожних вагонов, которые подаются под перегруз или для него.

Все эти мнемокоды использует на РЖД приемосдатчик груза и багажа, чтобы облегчить работу себе и коллегам. Сокращения удобно использовать в документации при заполнении данных о вагонах и составах.

Регистрация уведомлений отправителей

Для того чтобы осуществить регистрацию уведомлений отправителям грузов об окончании операций, необходимо придерживаться нескольких правил. Согласно третьему пункту правил эксплуатации путей необщего пользования, необходимо получателю груза и отправителю уведомить перевозчика о том, что контейнеры или вагоны готовы к уборке. Такие уведомления должны подаваться в строгом порядке и по специальной форме – эти все данные указываются в договорах на предоставление услуг по перевозке грузов и контейнеров. Они заключаются между тремя сторонами - принимающей, отправляющей и перевозчиком.

железнодорожный вагон с грузом

При регистрации приемосдатчиком уведомлений о том, что операции с грузами завершились, заполняется книга по форме ГУ-2а ВЦ. В ней указываются:

  1. Время и дата окончания операции с грузами.
  2. Номер(а) вагона(ов).
  3. Сведения о том, в какой форме происходит передача вагонов.

По окончании осмотра вводит в специальную систему АРМ ПС всю информацию непосредственно приемосдатчик груза и багажа. Работа эта несложная, нужно только соблюдать правила заполнения. Автоматизированная система способна облегчить заполнение всех форм и памяток, а также позволяет своевременно передавать сигналы о состоянии осмотра вагонов, контейнеров и грузов на станцию следования или отправителю.

Натурный осмотр контейнеров или вагонов

Согласно правилам, во время предъявления груза для осуществления перевозки, отправитель обязан представить компании-перевозчику транспортную накладную. Ее необходимо составлять по правилам. У пассажиров билеты приемосдатчик груза и багажа не проверяет, в его обязанности входит только оформление документации на осуществление перевозок.

Кроме того, он производит наружный осмотр всех грузов, вагонов и контейнеров. Но только в том случае, если отправитель предъявляет накладную или вагонный лист. Последний оформляется в электронной системе ЭТРАН.

Погрузка и выгрузка вагонов

Вакансия приемосдатчика грузов и багажей открывается, если станция нуждается в работнике этого профиля. Наружный осмотр вагонов, грузов и контейнеров осуществляет работник по всем инструкциям и правилам, обращает внимание на такие моменты:

  1. Исправность кузовов вагонов с коммерческой точки зрения.
  2. Закрываются ли крышки сливных приборов на цистернах, а также разгрузочно-погрузочные люки на вагонах «хоппер».
  3. Закрываются ли торцевые двери и разгрузочные люки в полувагонах.
  4. Закрываются ли бортовые платформы.
  5. Производит очистку (при необходимости) наружной части вагонов и колес. Обращает внимание на то, читаются ли числовые шифры на раме и вагоне.
  6. Удостоверяется в том, что нет видимых следов повреждения или утраты груза.
  7. Обращает внимание на то, правильно ли закреплены люки на крытых вагонах.
  8. Подготавливает автотракторную технику для осуществления перевозок.

При необходимости нужно убедиться в наличии знаков, указывающих на то, что производится перевозка опасных грузов. Но на этом работа приемосдатчика груза и багажа не оканчивается, обязательно проводится сверка всех данных в сопроводительной документации, подготавливаются акты и памятки.

В том случае, если производится перевозка контейнеров, осуществляются аналогичные операции. Все крепления должны быть надежными. Внешне контейнеры должны быть целыми и без повреждений. Следов утечки груза из них также не должно присутствовать.